Что такое А/B тестирование, зачем оно нужно и как провести
A/B-тестирование (сплит-тестирование, A/B testing, Split testing) на сайте – это маркетинговый метод, который заключается в наблюдении за контрольной (А) и тестовыми (В) группами элементов – страницами сайта, отличающимися лишь некоторыми показателями, с целью увеличения конверсии сайта. Страницы показываются посетителям поочередно в равных долях, и после достижения нужного числа показов по полученным данным определяется наиболее конверсионный вариант.
Этапы A/B-тестирования
В целом весь процесс A/B-тестирования можно представить в виде 5 шагов:
Шаг 1. Постановка цели (бизнес-цели, конверсия, цели на сайте)
Шаг 2. Фиксирование исходных статистических данных
Шаг 3. Настройка тестирования и сам процесс
Шаг 4. Оценка результатов и внедрение наилучшего варианта
Шаг 5. Повторение эксперимента на других страницах или с другими элементами при необходимости
Продолжительность тестирования
Длительность проведения эксперимента зависит от имеющегося трафика на сайте. Показателя конверсии, а также различий в тестируемых вариантах. Многие сервисы автоматически определяют продолжительность. В среднем, достаточно 100 конверсионных действий на сайте и занимает порядка 2-4 недель.
Страницы для тестирования
Для тестирования можно выбрать любую страницу сайта, важную с точки зрения конверсии. Чаще всего это главная, страницы регистрации/авторизации, страницы воронки продаж. При этом лучше обратить внимание на следующие моменты:
- Самые посещаемые страницы сайта
- Страницы с дорогими визитами
- Страницы с отказами
Первое необходимо для чистоты эксперимента, второе и третье для выявления слабых мест на сайте.
Элементы для тестирования
Чаще всего для тестирования выбирают кнопки, текст, слоган-призыв к действию и layout страницы в целом. Для выбора элемента можно воспользоваться следующим алгоритмом действий:
- Выдвигается гипотеза о поведении посетителя
- Предлагается решение по изменению элементов (лучше брать 1-2, не более)
Примеры:
- Добавить слово «Бесплатно»
- Разместить объясняющее видео
- Приклеить кнопку регистрации к верху страницы
- Сократить количество полей в заявке
- Добавить счетчик специального предложения
- Добавить бесплатную пробную версию
- Изменить цвета кнопок или текст на них
Автоматизация тестирования
Существует несколько платных и бесплатных инструментов для автоматизации процесса тестирования с различным набором функций. Большой список можно посмотреть здесь. Наиболее популярным можно назвать эксперименты в Google Analytics. Он является бесплатным, русифицирован, легок в освоении, и если на сайте установлен счетчик, то не потребуется ждать сбора начальных данных и запустить эксперимент можно всего в пару кликов.
A/B-тестирование средствами Google Analytics
Рассмотрим процесс создания теста в Google Analytics. Для этого необходимо зайти на вкладку Отчеты->Поведение->Эксперименты. Введите урл тестируемой страницы и нажмите «Начать эксперимент».
Следующим шагом потребуется заполнить поля: название эксперимента, цель (можно выбрать из настроенных целей для сайта), охват посетителей сайта для эксперимента (лучше ставить 100%).
На втором шаге потребуется указать адреса основной (контрольной) страницы и ее вариантов.
Далее вам выдаст код, который необходимо вставить после открывающего тега head в верхней части исходной страницы.
Если все выполнено корректно, то система даст зеленый свет на запуск тестирования.
Результат эксперимента очень наглядный и может выглядеть так:
Вопреки общепринятому мнению (ведь создаются дубли страниц), негативного влияние на позиции сайта такое тестирование не оказывает. Достаточно на альтернативных страницах прописать rel=”canonical”.
Важное об A/B-тестировании
- Тестовые варианты страниц не должны отличаться более, чем 2-мя элементами
- Трафик между страницами должен распределяться равновероятно
- Делая настройки, выберите новых посетителей сайта
- О результатах можно судить лишь по широкой выборке, желательно не меньше 1000 человек
- Делайте оценку результатов в одно время
- Не стоит доверять себе, не все пользователи думают так, как вы, поэтому ваш предпочтительный вариант может оказаться далеко не выигрышным.
- Результаты A/B-тестирования не всегда могут приносить желаемых результатов по увеличению конверсии. Значит надо экспериментировать с другими элементами.
Автор: Самаль Татьяна, seo-специалист "КасперСистемс"