Мемы в нашей жизни

17.01.2013

Что такое мем?

Мем – символ, который не требует разъяснений, принимает форму определенных слов, поведения, жестов, звуков, изображений с определенным идейным содержанием. И если современная реклама — это нестандартные и запоминающиеся идеи, то современный бизнес — конкуренция таких идей. Один из самых удачных способов передачи этих идей являются мемы.

Мир мемов необычен, он описывает, объясняет, упрощает и обобщает любую информацию. Единица этой информации «живет» в сознании человека. Проилюстрируем на примерах. Все помнят олененка-3G из рекламной компании MTS и энергичный запев «А потому что мы в кедах!» от конкурентной ей компании Velcom, ну а Life удачно объединил чужие мемы в своей рекламе, иронизируя над конкурентами:

Каждая из этих компаний старалась буквально «залипнуть» в нашем сознании. Что ж, следует признать, многим рекламам это действительно неплохо удается.

Чтобы стать мемом, символу нужно закрепиться в сознании большого количества  разных людей, поэтому он активно распространяется (естественно или преднамеренно – так называемые форсед-мемы). Мемы, словно вирусы, переносятся на непредсказуемо расстояния, охватывают огромную аудиторию.

Определенные идеи задерживаются в голове у людей, их хочется повторять снова и снова, передавать другим, чтобы наши знакомые  тоже «заразились» ими. Чем более живучим является мем, тем сильнее он «держится» в нашей памяти. Но часто, как «тетя Ася приехала», так и уехала, вот и мемы постепенно отходят в прошлое, уступая место новым, ярким образам.

Задача мемов — управлять нашими мыслями, идеями, чувствами. Т.к мем — это особая единица информации, то под ним можно подразумевать разное, это могут быть универсальные научные знания, кинофильмы, анекдоты, музыка, слоганы рекламы, конкретные фразы, мода и т.д.

Мемы существуют в любой сфере культуры — науке, искусстве, экономике, религии... Можно сказать, что из них формируется наше окружение. McDonald’s, Coca-Cola, MTV, Adidas, Sony, Nokia, Microsoft и еще миллионы мемов-брендов связывают культуру общества и явно способствуют глобализации мира. Мем — это вирус, который проникает в подсознание и вызывает желание обладать каким-либо товаром.

Сейчас при популярности вирусного маркетинга в продвижении товаров и услуг вирусный эффект постепенно снижается. У потребителей словно вырабатывается иммунитет. Именно мем может справиться с этим.

Идеальная среда для создания, жизни и развития мемов — это интернет — самый мощный распространитель мемов. Новые мемы появляются чаще всего именно в интернет-среде.

Интернет-мем

Интернет-мем - явления спонтанного распространения определенной информации или фразы, нередко бессмысленной, которая спонтанно приобретает популярность в интернете,  распространяясь самыми разными способами (по электронной почте, через личные сообщения, в блогах, на форумах и т.д.), такое же название получает и сама эта информация.
Мемами могут считаются  любые визуальные или аудиальные сегменты интернета, фразы, картинки, звук или видео, которые получили широкое распространение в интернете.

Причем спонтанному распространению подвержена не любая  информация, а только такая, которая определенным образом «цепляет»  пользователей.
В рунете широкое обсуждение вопроса интернет-мемов вызвал феномен «превед», который в конце зимы 2006 года массово распространился в блогах и форумах и вызвал затем волну оффлайновых отзывов и обзоров в СМИ. За три года до этого в англоязычном интернете похожий эффект вызвала картинка совы с подписью O RLY?

В теории к меметике можно отнести любую быстро распространяемую  информацию, но «интернет-мемами» стало принято считать такие явления, как «превед, медвед»,т.е. мемы, вырощенные в интернет-среде. Прибавление приставки «интернет-», соответственно, локализовывает явление.

Интернет-мемы можно разделить по форме, в которой они существуют:

  • Слова и фразы
  • Изображения
  • Медиафайлы


А теперь предлагаем немного примеров интернет-мемов и их истории.

Мемы: слова и фразы

ИМХО – от англ. IMHO (In My (Humble) Honest Opinion, в переводе «по моему скромному мнению»). Используется перед или после какого-либо высказывания и указывает на то, что мнение автора субъективно личное и не является общепризнанным фактом. Нередко указывает на то, что автор не совсем уверен в правильности высказывания, но считается с ним. Например: ИМХО интернет лучше телевизора=)

Аффтар (возможны варианты автар, афтор, афтырь и т. д.) — искаженный вариант от «автор». Одно из базовых понятий «олбанского языка» (своеобразное языковое явление в интернете, распространившееся с начала 21 века, графическое искажение слов, употребление ненормативной лексики, сленговых штампов), наравне с «преветом» и «бабруйском».

Баян (боян) – слово изначально имело значение «старая шутка», теперь употребляется в отношении любой информации (ролика, статьи, фотографии и т. д.), которая уже известна большей части участников. Само слово, возможно, выпало из анекдота про «тещу и баян». Также может происходить и от сокращения выражения «Было, А Я Не знал». В некоторых  программах для общения в интернете (например, Skype) и на различных форумах продуманы специальные смайлы с гармошкой-баяном, что свидетельствует о прочном закреплении мема в использовании.

«Британские учёные…»— этот мем появился из-за большого количества публикаций в российских СМИ, которые были посвящены новым научным открытиям (с неопределенной отсылкой на источник, как «Британские ученые доказали…», «Британские учёные заявили…» и т. д.) и нередко оказывались достаточно нелепыми. Русским ответом на это стало распространение шуток про молдавских учёных.

«Йа криветко!» (плюс различные варианты написания «креведко», «креветко», «криведко») — фраза, в целом не имеющая определённого значения, происходит от записи с Башорга (сайт-цитатник интернета), где речь шла о надписи на парте, замеченной во время лекции. За фразой последовал настоящий бум различных интерпретаций (в сообщениях, графических интерпретациях). Лишний раз убеждаемся: никогда не знаешь, какая глупая, смешная или непонятная фраза может вызвать интернет-лавину отзывов.

Капитан Очевидность (кэп) — мем используется как замечание (с иронией или даже сарказмом) кому-либо при сообщении всем понятных и очевидных вещей. Обычно используется выражение «спасибо, кэп». Фразы, достойные Кэпа: «каждый думает, как он думает, каждый видит то, что он видит», «в детстве я был ребенком», «еще вчера сегодня было завтра» и многое не менее очевидное…

Мемы: медиафайлы (песни, видеоролики)

Misheard lyrics (или «недослышанные тексты») — мем возник на YouTube. Пользователи соединяли какую-либо из известных песен с новым текстом, по созвучности произносимым словам так, как это происходит в караоке, и изображениями, которые иллюстрировали  «текст». Как правило, выходит довольно смешная абракадабра. Одним из знаменитых роликов такого плана было «альтернативное прочтение» песни Nightwish  «Wishmaster».

«Адвокат!!!» — фрагмент ток-шоу «Пусть говорят», где модель Илья  Солнцев просто покорил аудиторию своими словами и мимикой. Оригинал видео попал в интернет 28 апреля 2011 года и в течение 1 месяца набрал более 2 миллионов просмотров.

«ЙАААААЗЬ!»  -  ролик, в котором рыбак Виктор Гончаренко очень эмоционально радуется поимке рыбы. Появился в 2011 году и сразу стал невероятно популярным, породил множество пародий.

«Йожин з бажин»  -  комедийная песня чешского сатирика Ивана Младека (1978 год). Стала интернет-мемом в начале 2008 года. А уже в конце мая этого же года насчитывала почти два с половиной миллиона просмотров.

«Очки надо?» - ролик про китайца, который торгует в автобусах смешными очками, чётками и мыльными пузырями.

Самое бесполезное устройство (The most useless machine ever) – минутный ролик про коробочку с тумблером, которая выключает сама себя, когда кто-то ее включает.

Совы нежные -  словосочетание вышло из песни ранее не известной, которую исполнял человек с заметным французским акцентом. Интрига и любопытство людей сделали свое дело и исполнитель был обнаружен - французская группа «Les Pires».

Уличная магия Дэвида Блейна: Версия для YouTube – ролик  был пародией на уличную магию Дэвида Блэйна. За первые две недели он набрал более 500 000 просмотров.

Мемы: изображения

Facepalm  -  изображение человека, который закрывает лицо руками. Обычно используется  на форумах как знак «стыдно».

Forever Alone Guy  - человек с толстой головой, слезами и улыбкой. Вечно одинокий паренек, который показывает всем свое одиночество и разочарование.

Rage Guy (FFFFFUUUUUUU ) -  крайнего недовольство, которое графически выглядит как небрежно нарисованное лицо в Paint. Показывает реакцию на что-то противное, несмешное и т. д.

Me Gusta лицо с косыми глазами и кривым ртом, обычно выражает радость.

Trollface -  один из первых лиц-персонажей комиксов, которые приобрели популярность в интернете. Используется для сопровождения шутки.

LOL Guy (англ. laughing out loud — громко, вслух смеятся) – персонаж является графическим воплощением мема LOL, который иронично или с сарказмом подчеркивает шутку собеседника. 


Вернуться

Заказать продвижение

Поля, отмеченные * — обязательные для заполнения.